ФЭНДОМ

Аленсия - страна с довольно сложной общественной структурой, в которой можно выделить несколько слоёв - родовой, феодальный и даже демократический. В связи с этим я перечислю здесь основные виды взаимоотношений.

Семейные связи. Подразумевается, что родственники, в пределах одного рода или связанных семейными узами родов, относятся друг к другу по меньшей мере благожелательно. Это может быть не так, но тогда причина вашего негативного отношения к родичу должна быть где-то и когда-то заявлена. Например: "Кузен Рикардо в юности ударил меня по голове палкой и до сих пор не извинился!" или "При дележе наследства покойного дедушки дядя Жозе забраал себе мельницу - а это явно больше причитавшейся ему четверти!". Если вы злоумышляете против родича, не заявив о своих претензиях хотя бы другим членам рода - это против обычаев. Если вы изувечили или убили родственника - наказание будет существенно строже, чем если бы вв сделали то же самое с чужаком.

Феодальные связи. Здесь есть классическая ленная взаимосвязь и отношения внутри групп лиц. Ленная клятва, или оммаж: вассал обязуется служить сюзерену, любить его и помогать оружием и советом, а сюзерен обязуется передать вассалу надел для "кормления", любить своего вассала, уважать его права, прислушиваться к его советам и помогать в случае необходимости. Во всех конфликтах между сюзереном и вассалом церковь выступает посредником и советчиком. Если вассала перестал устраивать сюзерен, он может выразить свой протест следующими способами. 1) отъезд от двора. Дон Карлос именно так и поступил, когда королём стал Алонсо, а не Карлос 2) подача жалобы вшестоящему сюзерену - или самому королю в присутствии двора, если ваш сюзерен - король. Вышестоящий феодал тогда выносит своё решение. 3) Бунт против короля - рокош - когда вассал укрепляется у себя в феоде, собирает войска, изгоняет людей сюзерена и надеется, что либо епископ помирит их, либо он сможет в бою настучать сюзерену по кумполу :) В Аленсии этот метод почему-то не получил широкого распространения. 4) Отъезд от сюзерена и переход под руку другого сюзерена. Феод при это остаётся в руках первого из сюзеренов. Такое у вас бывало - к вам выезжали иламиты, а от вас 36 лет назад уехал в Аль-Андус целый род - Террамонте. Отношения внутри социальной группы - это отдельная тема. Теоретически, внутри групп рыцарей, священников, горожан и крестьян все равны между собой, и каждого должен судить суд равных или поставленный королём судья "специально для купцов", например. На практике расслоение зашло довольно далеко, и барона могут судить только бароны, но не кабальеро. Тем не менее, внутри группы корпоративный дух довольно высок. Потомок графского рода может сколько угодно воротить нос от Карлеса Пужоля, но пока оба они - просто препоясанные рыцари, они ровня по всем писанным установлениям. "Божий суд", кстати, может проходить только между равными, если, конечно, высший по положению не согласится оказать честь низшему. Дуэли между разными сословиями невозможны в принципе: кит со слоном не воюют.

Локальные обычаи. Доблестная группа аленсийской молодёжи пока с этим не сталкивалась, но в отдельных феодах до сих пор существуют некоторые правила, которые могут нарушать вышеописанные. Единственное, что несомненно слышала Софонисба, это то, что в Святой земле два замка находятся в составе королевства не в виде феодов (надел за службу), а в виде аллодов (просто наследственная земля), а городской совет того самого порта, где сейчас базируются короолевские галеры, перед своим бароном имеет все права и обязанности рыцарей (имеющих право распускать знамя).

На данный момент, хотя ваших персонажей препоясали в присутствии самого короля, они всего лишь безземельные доны - кабальеро - и всё. Никаких прямых обязанностей перед королём вы не имеете, но и король вас не обязан привечать более, чем любого другого безденежного дона.Вы имеете полное право отдаться под руку любого барона или графа, можете отвоевать себе надел у неверных, можете просто уехать из страны - ничья честь от этого не пострадает. Да, у короля могут найтись дела для вас - но не прямо сейчас. Да, король уже организовал новые наделы для одного графа, одного барона и десятка рыцарей, но когда он сможет оттяпать где-нибудь ещё землицы - неизвестно.

Иерархия

Король — теоретически — является верховным сюзереном всех жителей Аленсии. Но на его власть наложен целый ряд ограничений, с которыми ему приходится считаться. В его непосредственном подчинении находятся все бароны центральной части страны (королевских земель), все рыцари на королевской службе и три правителя удалённых областей, управление которыми королям ранее было трудно осуществлять самим (графы). Теперь, при чуть более приличных дорогах и толковых управляющих, король, может быть, был бы и не против порулить этими землями сам, но графы явно будут против.

Графы.

Графов сейчас трое — граф Святой Земли, граф Южной марки (или граф Загорья) и граф островов Мадейра. Граф Святой земли (де Каталунья) традиционно, служит светским представителем епископа, а королю подчиняется скорее номинально. Граф Загорья (Наварра) имеет существенно более тесные связи с королём, так как и военное давление на его марку поболее будет. Граф де Мадейра — ну, он где-то там... Остров используется как место раздачи наделов новым рыцарям. Вести оттуда доходят только с кораблями — то есть минимум с недельным (максимум — двухмесячным) опозданием. Все графы имеют право вершить суд именем короля — это очень серьёзно. Граф может налагать любые взыскания на своих подданных. Подданные, конечно, могут потом жаловаться королю, но это скорее в теории. Королю тяжело наезжать на графов, потому что он сам обязан прислушиваться к совету своих баронов.

Бароны.

Здесь судебная власть имеется только для суда над крестьянами (или горожанами в тех случаях, когда барон держит город). Рыцарей обязан судить граф или король. От рыцаря барона отличает только три вещи — барон имеет в вассалах рыцарей с земельным наделом и имеет право носить корону, как самый нижний слой правителей и обязан (и имеет право) присутствовать на судах и советах своего тсюзерена и советовать ему, что делать. Это позволяет баронам влиять на своего сюзерена, причём иногда решающим образом.

Рыцари.

Они бывают четырёх разновидностей. Самая старшая и почётная (в одном шаге от баронов) — шателены, или рыцари, владеющие замком. Замок может быть класса «моя трёхэтажная башня», но это уже замок, в котором может быть стража и безземельные рыцари. Вторая категория — шевалье-а-баннерет, или рыцарь,имеющий право распускать знамя. Чтобы попасть в эту категорию, вы обязаны выставлять по призыву короля либо полноценное рыцарское копьё (это 6 конных бойцов плюс тыл), либо два десятка полноценной пехоты с командиром. Тогда вы имеете право гордо носить с собой и втыкать у своего шатра штандарт — квадратный флажок размером примерно 80х80 см. Морские рыцари — капитаны кораблей приравнены к этой категории. Третья категория — обычный рыцарь с наделом. Он обязан прибывать на службу к сюзерену хотя бы с оруженосцем и парой слуг. На деле, при небольших владениях, рыцарь часто приезжает со слугой вдвоём. Доходов в стране катастрофически не хватает. Ну, и последжняя категория — это безземельные доны. Они если и служат — то за хорошие отношения со своим сюзереном, надеясь получить надел. Могут и вообще не служить, но такое состояние является странным и, обычно, кратковременным. Впрочем, приключенцы часто зависают в подобной ситуации.

Оруженосцы.

Это тот единственный слой общества, через который простолюдины могут попасть в рыцарское сословие. Они ещё не рыцари, но они, по крайней мере, имеют шанс таковыми стать. Теоретически, сделать оруженосцем можно хоть хромого дурачка, на практике из низших слоёв общества в оруженосцы попадают только самые отличившиеся. А вот среди выходцев из благородных семейств, в оруженосцах хромых на голову хватает. Их потом ещё и в рыцари стараются задвинуть. Падение нравов-с.

Горожане.

Горожане отличаются от крестьян, в первую очередь, целым рядом вольностей и привилегий, которые варьируются от города к городу. Но в любом случае, все их права связаны с тем, что они — члены конкретной городской корпорации и жители данного города. Поэтому бросить всё и пеерехать горожанам даже трудней, чем крестьянам.

Крестьяне.

Они в Аленсии лично свободны и, поэтому, обязаны вступать в пешее ополчение, если король, граф или барон его созывает. С другой стороны, земля в 99% случаев принадлежит тем или иным феодалам, и за пользование ею крестьяне платят ого-го какой оброк, а то и просто ходят на барщину. В особо глухих местах, или по особой королевской милости, бывают крестьяне — владельцы земель, но такие люди обычно несут какие-то особые повинности, чаще всего перед королём или графом. Второй вариант владения — это сельские наделы горожан, такое бывает, хотя феодалы стараются прикрыть эту практику всеми способами. Наделов и рыцарям-то не хватает, а тут ещё эти... :)

А теперь немного о нестандартностях.

Двойное и тройное подчинение.

Теоретически, ничто не мешает одному рыцарь принести вассальную клятву графу за во-он тот надел, а королю — за вот этот. Некоторые этим пользуются. Ничто не мешает обиженному сюзереном рыцарю отдаться под руку соседа своего сюзерена — некоторые делают это прямо вместе с наделом! Пример:

Бароны Торо — одни из самых сильных и влиятельных родов в Аленсии — исторически подчинялись графу Святой земли. Но вот уже два поколения они тусуются при королевском дворе и даже не пытаются что-то советовать северному графу. Да и сам этот граф традиционно работает светским представителем епископа и голосом короля, причём власть епископа для него традиционно приоритетнее. А Торо, вероятно, не очень хотят служить такому слабому сюзерену и, возможно, подумывают о графской короне. Тем более, что они держат всю долину речки к югу от Святой земли и крепость Ботафого с фортами — это северные ворота из иламитских земель в Аленсию.

Право на самостоятельную дипломатию.

Один из баронов северного побережья традиционно имеет право заключать договоры с вискайскими соседями от своего имени и от имени короля. Не то чтобы он это право часто использует, но оно есть. Северный граф этим недоволен — барон-то его вассал. Но что поделаешь — традиция!

Граф Загорья имеет право заключать договоры с иламитскиим аналогами баронов от имени короля. Это тоже понятно, там военные стычки бывают чаще, чем где-либо, а тратить две-три недели на письмо в столицу и ответ часто не представляется возможным.

Неотъемлемые права.

Рода Каталунья, Наварра, Замора имеют право на Реконкисту. Они могут начинать войну за отвоевание исконных родовых земель без согласия короля и могут основать на этих землях свои королевства. Никаких одобрений от Аленсии на это не требуется. Пока никто этим правом не воспользовался :) Рода дель Рей де Кастильо и дель Рей де Бастидо имеют право пользоваться королевскими замками, если там сейчас нет короля, садиться рядом с королём по левую руку (сразу за королевой), получать знаки уважения наравне с графами.

Есть и другие особенности и исключения, местные обычаи и привилегии, но ваши персонажи точно знают только приведённые выше факты. Если кто-то захочет выяснить конкретику в каком-то регионе — welcome! :)